Что говорить на собеседовании: язык – ваш друг или враг?

что говорить на собеседовании

Содержание:

Многие люди, в течение долгого времени находящиеся в поиске работы, зачастую не понимают, что говорить на собеседовании для того чтобы этот поиск увенчался успехом. Их глаз настолько «замыливается», что рекрутер начинает казаться Цербером, не дающим вам прохода, а изо рта получается лишь выдавить: “Возьмите меня на работу! Я буду хорошим работником – обещаю!”. Узнали себя в этой печальной картине? Не стоит унывать! Менеджеры по персоналу – вполне себе обычные люди, к которым просто нужно подобрать ключи. И мы сейчас расскажем вам, как это сделать.

Стратегические моменты вашей речи

Собеседование – это как экзамен, даже лучше сказать, тест-драйв нового сотрудника. По тому, что он говорит, менеджер по персоналу определяет его соответствие потенциальной должности. Для того чтобы получить работу, нужно грамотно и четко выстраивать свою речь в соответствии с определенными ориентирами:

  1. Говорите правду и только правду. Это условие является главным для любой более или менее важной встречи. Если на собеседовании по поводу вакансии менеджера по продажам вы начнете рассказывать о ваших невероятных коммуникативных способностях, но не сумеете убедить рекрутера приобрести у вас ручку, то не видать вам работы как своих ушей. Немного привирая, вы, с одной стороны, вроде бы увеличиваете шансы на успех, но, с другой, очень сильно рискуете, ведь если вас поймают (а опытный”кадровик” легко это сделает), то это поставит крест на всех ваших достоинствах – ведь они тоже могут оказаться вымышленными.
  2. Не обвиняйте других в ваших ошибках. Сложные ситуации встречаются всегда – у любого человека и на любой работе. Работник, который постоянно ищет, кого бы обвинить в своих неудачах, производит впечатление никчемного, ведь вместо того, чтобы искать способ решения проблемы, он будет ныть о том, как все плохо. Каждый руководитель стремится создавать свой коллектив из думающих и целеустремленных людей, а неумение нести ответственность и пассивность – не самые лучшие деловые качества.
  3. Проявите свои знания, умения и опыт. В связи с переизбытком кадров на рынке труда на любую должность в настоящее время требуются работники, обладающие высокой квалификацией, нужными личностными качествами и большим практическим опытом. Поэтому собеседование для вас – это единственный шанс все это продемонстрировать нанимателю. Отвечая на вопросы и собираясь что-то сделать, помните, что по вашему поведению работодатель будет делать общее заключение о ваших способностях. Проявляйте себя только с хорошей стороны и подкрепляйте это грамотными профессиональными аргументами.
  4. Учитывайте особенности компании. Не стоит, начитавшись статей в интернете, идти на собеседование в рекламное агентство в глухом деловом костюме и с хищным настроем бизнес-леди: скорее всего, там от вас потребуются креативность и умение генерировать идеи. Необходимо понимать, какие задачи ставит перед собой организация, в чем состоят ее цель и миссия. Это понимание поможет вам проявить себя именно в том ключе, который нужен компании.
  5. Коммуникабельность и эффективность – это те качества, которые хотят обнаружить в сотрудниках девяносто процентов менеджеров по персоналу. Только такой работник сможет с легкостью переключаться с одной темы на другую и устанавливать контакт со всеми. Это необходимо для того чтобы быстро реализовывать различные поручения от начальства.

что нужно говорить на собеседовании

Немного конкретики: что отвечать на поставленные вопросы?

Всем вам наверняка известны “те самые дурацкие вопросы”, которыми из собеседования в собеседование рекрутеры “мучают” несчастных соискателей. Так уж повелось, что ответы на них считаются самыми показательными в плане личных и деловых качеств, а также мотивации и компетенций кандидата. Конечно, при собеседовании на должность посерьезней вам придется столкнуться с чем-то более изощренным и сложным, однако чаще всего беседа работодателя c соискателем на восемьдесят процентов не выходит за рамки этих самых вопросов.

Самый простой и, в то же время, сложный вопрос – это предложение рассказать о себе. Не стоит пересказывать свое резюме или выкладывать сухие биографические факты – все это работодатель о вас уже знает. Излагайте лишь самое главное – то, что непосредственно относится к будущей работе: опишите свою квалификацию, опыт и профессионально важные качества, такие как ответственность, заинтересованность, работоспособность и честность. Говоря о себе, делайте акцент на ваших “козырях”, то есть на том, что выгодно отличает вас от других кандидатов – так вы поспособствуете своему трудоустройству.

Еще один вопрос, который ставит в тупик многих соискателей – это вопрос об их недостатках. Разумеется, недостатки есть у каждого, но зачем о них рассказывать будущему работодателю? А вот зачем: умение говорить о своих отрицательных сторонах демонстрирует адекватность вашей самооценки, хорошие аналитические способности, а также навыки самопрезентации. Поэтому расскажите о чем-то, что не будет откровенно вредить вашей работе, что можно интерпретировать как “плюс” или о том, что вы научились преодолевать.

Практически всех работодателей интересует, почему вы уволились с предыдущего места работы. Ответ на этот вопрос не должен быть жестким и оскорбительным для бывших коллег, иначе ваш потенциальный наниматель проидентифицирует себя с ними и подумает: “Интересно, после нашего сотрудничества она также будет отзываться обо мне и моей компании?”. Не стоит побуждать его к этому! Постарайтесь рассказать о чем-нибудь нейтральном, но важном для вас – о чем-то, что противоположно причинам, по которым вы хотите работать в данной организации.

Кстати, о вопрос об этих причинах находится в десятке самых часто задаваемых. Он диагностирует мотивацию потенциального сотрудника, поэтому честно и правдиво расскажите о том, почему вы хотите работать в данной компании. Сделайте акцент на том, что вы знаете о ней, что она внушает доверие и вызывает профессиональный интерес и что вы, скорее всего, отлично сработаетесь.

Другой немаловажный вопрос – вопрос о ваших достоинствах, или почему вы подходите на эту должность. Здесь очень важно помнить о требованиях к кандидату, описании должности и обязанностей – от них и отталкивайтесь при рассказе о своих положительных сторонах. Старайтесь быть убедительной и демонстрировать все те качества, которые, по мнению работодателя, должны присутствовать у сотрудника, которого он хочет нанять. Если вы чувствуете, что чего-то вам не хватает, постарайтесь убедить рекрутера в том, что вы легко обучаетесь новому и обязательно это скомпенсируете.

Вы, наверное, уже слышали о вопросе, кем вы видите себя через пять лет. Не стоит мямлить, отвечая на этот вопрос, а также проявлять излишнюю амбициозность и честолюбие. Работодателя вряд ли вдохновят ваши рассказы о том, как вы хотите открыть собственное дело. Надо чтобы ваш ответ основывался на долгосрочных целях и задачах организации, в которую вы устраиваетесь – и тогда он обязательно устроит нанимателя.

Еще один немаловажный аспект, которого нужно коснуться на собеседовании – это оплата вашего труда. Не вздумайте отвечать, что вас не интересует финансовая сторона – это, как минимум, непрофессионально, а, как максимум, говорит о вашей незаинтересованности и наплевательском отношении к себе и своей деятельности. Поэтому заранее подготовьтесь к подобным вопросам: изучите рынок труда, посмотрите, сколько в среднем получает специалист вашего уровня, поговорите с коллегами и оцените возможности компании. Конечно, небольшая фирма не сможет вам дать столько, сколько глобальная корпорация, и на это нужно делать скидку. Ваша финансовая мотивация должна быть выраженной, но не чрезмерной: работодателей не интересуют соискатели, которые за большие деньги, не задумываясь, перейдут к конкуренту.

Немаловажная часть беседы касается ваших вопросов к потенциальному нанимателю. И здесь нужно быть осторожной: не стоит задавать глупые и бестактные вопросы (например, спрашивать о том, как много здесь работает привлекательных мужчин), а также касающиеся того, что вы и так должны знать (самая основная информация о компании). Вас могут заинтересовать нюансы корпоративной культуры, особенности функционирования различных направлений и прочие детали, которые полезно будет узнать потенциальному сотруднику.

Поощряются и вопросы, касающиеся ваших будущих функциональных обязанностей. Вы даже можете спросить работодателя о том, каким он сам видит идеального сотрудника на обсуждаемой должности. Уместны и полезны вопросы, касающиеся условий труда и организационных моментов, ведь собеседование устраивается не только для работодателя, но и для соискателя:

  • Кто непосредственно будет моим начальником?
  • В каком отделе я буду работать?
  • Что входит в социальный пакет?
  • Надо ли будет ездить в командировки и работать сверхурочно?

Помните, что все вопросы работодателя, как правило, направлены на то, чтобы оценить ваши уровень интеллекта, квалификацию, креативность, стрессоустойчивость, коммуникативные способности и отношение к морально-этическим нормам. На любой вопрос старайтесь отвечать сквозь призму этого понимания – и ваши ответы всегда будет попадать “в яблочко”!

что надо говорить на собеседовании

Пять самых распространенных ошибок

К сожалению, не все соискатели способны хорошо подготовиться к собеседованию. Некоторые из них считают, что рекрутеру можно и нужно говорить все, что придет в голову – только это будет правильным и честным. А кому-то просто лень “заморачивать” себе голову ненужными действиями. Мы, естественно, не призываем вас лгать потенциальному работодателю (скорее даже наоборот), однако думать головой и следить за тем, что вы говорите на собеседовании, все-таки необходимо. А иначе возможны такие ошибки, после которых о работе останется только мечтать.

Самая первая и распространенная ошибка начинающего соискателя – это стремление обругать своих предыдущих начальника и коллег. Даже если они заслужили это по полной, не стоит так себя вести: вы вряд ли отомстите обидчикам, а вот работодатель воспримет это как конфликтность и невоспитанность. Постарайтесь преподнести причину вашего ухода как объективный, но неизбежный факт.

Вторая ошибка – это стремление рассказать о наполеоновских планах в ответ на вопрос о видении своего будущего. Во-первых, это создает впечатление о вас как о мечтателе, “распыляющемся” на кучу всевозможных дел, а, во-вторых, если вы начнете рассказывать об аспирантуре, замужестве и желании объехать весь свет, возникает вопрос: “А где здесь место для работы?”. И даже если вы будете говорить о том, что хотите в будущем стать главой компании, не факт, что это будет полезным: вы, конечно, проявите себя как честолюбивого и амбициозного человека, но нужны ли такие на конкретной должности?

Вообще, в рассказе о себе стоит соблюдать умеренность. Еще одна довольна распространенная ошибка – стремление выложить всю подноготную в ответ на предложение рассказать о себе. Работодателя, безусловно, интересуют ваши увлечение и семейное положение, но лишь в аспекте оценки ваших спокойствия и морального облика. Наверняка никто не захочет нанимать человека, страдающего любовью к азартным играм или к прыжкам со скалы – это чревато проблемами для организации. А стабильность семейного положения, как правило, служит косвенной гарантией успешного долгосрочного сотрудничества (хотя в некоторых компаниях предпочитают нанимать одиноких трудоголиков, посвящающих работе все свободное время).

Некоторые вопросы могут быть для вас полной неожиданностью, а иногда и вовсе выбить из колеи. Спокойно, скорее всего, вы попали на так называемое “стресс-собеседование”, где основная задача рекрутера – оценить вашу реакцию на раздражающие вопросы и события. Многие соискатели начинают ругаться, топать ногами или вообще уходят, хлопнув дверью. Сами понимаете, это не та реакция, после которой кандидат будет нанят.

Работодателей высокого класса от вас могут отпугнуть грамматические и фонетические ошибки, а также обилие слов паразитов, таких как “типа”, “вообще”, “так сказать”, “это”, “ну”. Все это ставит под сомнение ваш уровень образования и компетентности, а также говорит о том, что вы не подготовились к собеседованию, медленно думаете и обладаете плохими коммуникативными навыками. Старайтесь также избегать в своей речи слов, демонстрирующих вашу неуверенность в предмете обсуждения: “быть может”, “я надеюсь”, “мне кажется” и т.д. …

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что на собеседовании точно не надо лгать. Конечно, вам можно (и даже нужно!) делать акцент на своих достоинствах, достижениях и прочих позитивных сторонах. Уместно вспомнить, как вы в одиночку вытянули на себе целый проект, но не уместно это выдумывать. Ну, и никто не считает ложью приписывание статуса “проведение рекламных акций” действиям продавца-консультанта, направленным на увеличение собственных продаж.

Таким образом, самое главное правило гласит: “Думайте, что вы говорите”. Собеседование – это экзамен, на котором вашу профессиональную пригодность оценивают по вашим речи и поступкам. И ваши слова составляют пятьдесят процентов вашего успеха. Так зачем же отказываться от этой важной части? Следуйте нашим советам – и должность непременно будет вашей!

Советуем почитать: Проведение собеседования при приеме на работу

Комментарии (2) Добавить комментарий



При комментировании придерживайтесь правил сайта JLady.ru

МЕНЮ
Responsive Menu Clicked Image