Как уволиться с работы “без шума и пыли”: часто задаваемые вопросы

как уволиться с работы

Все когда-нибудь заканчивается. Еще совсем недавно вы рассказывали на собеседовании, почему вы хотите работать в этой компании, а сегодня уже думаете над тем, как грамотно уволиться с работы. Итак, вы приняли это решение. С какими “подводными камнями” вам предстоит столкнуться?

О чем следует знать перед увольнением

Несмотря на то, что каждый день с работы увольняются тысячи наших сограждан, мало кто знает, как это лучше сделать. Даже не то, что лучше – как вообще происходит уход с работы. Действительно, это не самая простая тема для человека, неподкованного в психологическом и юридическом смысле. Специально для вас мы составили список вопросов, с которыми предстоит столкнуться тем, кто решил сменить работу.

Что нужно делать в первую очередь?

В первую очередь, обдумайте еще раз принятое вами решение. “Работать на дядю” бывает очень непросто, как, впрочем, и на себя. В процессе трудовой деятельности мы сталкиваемся с целым рядом сложностей, которые взрослый и ответственный человек вообще-то должен уметь преодолевать.

Поэтому прежде чем сжигать за собой мосты и быстро оповещать всех об увольнении подумайте, насколько тверды вы в своем решении. Приведем простой пример. Одно дело, когда вы несколько лет работаете в компании, в которой постоянно обманывают, задерживают заработную плату, не могут разграничить обязанности сотрудников и заставляют вас заниматься тем, что вам совершенно неинтересно. И совсем другое, если вы только-только поступили на работу и осознали, что вообще-то она сильно отличается от той картины, которую рисовало ваше воображение.

Идеальных должностей практически не бывает – по крайней мере, до них нужно дорасти. И начальник далеко не всегда оказывается честным и справедливым: случается, что он сорвет на вас раздражение по поводу какой-нибудь мелкой оплошности и не похвалит за блестяще выполненное задание. Или сама работа оказалась вовсе не такой интересной, как вам казалось. В этих и подобных им случаях следует проанализировать свое собственное сопротивление и подумать, нет ли возможности остаться на рабочем месте и адаптироваться к возникшим сложностям.

Когда оповещать о своем решении начальника?

Действительно, эта проблема способна выбить вас из колеи. С одной стороны, широко известно, что начальника следует предупредить за две недели до даты предполагаемого ухода – для того, чтобы у него было время найти вам замену. С другой, совершенно ясно, что найти работника за такой короткий срок может помочь лишь грандиозная удача, которая не столь часто посещает рядовые компании.

Поэтому не стоит “затягивать” с оповещением начальника. Конечно, все зависит от того, в каких отношениях вы с ним состоите. Если посмотреть в глаза суровой реальности, то станет ясно, что от хороших руководителей не уходят, а значит, у вас есть какое-то недопонимание. Вполне естественно, что у вас может не быть желания расстаться мирно с начальником. Но мы бы посоветовали вам немного остыть и подумать: жизнь длинная, а Земля – круглая. Неизвестно, как агрессивное увольнение может повлиять на вашу дальнейшую судьбу. Поэтому, если у вас есть силы и желание, постарайтесь вести себя порядочно по отношению к “будущему бывшему” начальнику.

Для этого вам нужно предупредить его об увольнении заранее. Не за две недели, а где-то за месяц. Сделать это лучше вежливым, но решительным тоном. Тщательно подбирайте слова, выражения и интонацию. Говоря о причинах, по которым вы решили увольняться, не стоит называть характер начальника, зверские условия работы и скуку. Все это вызовет агрессию у собеседника, а толку не будет никакого. Будьте корректной и аккуратной – это главные условия успешного разговора с начальством. Например, вместо слов о низкой зарплате попробуйте сказать следующее: “Я чувствую, что достигла своего потолка в этой компании. Хотелось бы продолжать расти и развиваться для того, чтобы быть эффективнее и результативнее”.

В конце концов, будьте готовы к негативным эмоциям со стороны руководителя. Он же простой человек! Естественно, что новость об уходе работника вызовет у него стресс. В то же время вы вправе прервать общение, если беседа перейдет всякие границы и рамки. Таким образом, находите баланс, и ваш разговор закончится хорошо.

как грамотно уволиться с работы

Какие законы меня защищают?

Как ни странно, но практически весь Трудовой кодекс Российской Федерации на вашей стороне. Увольнению целиком и полностью посвящена глава 13 соответствующего документа. В статье №77 приведен общий перечень оснований для расторжения трудовых отношений. К ним относятся соглашение сторон, инициатива работника или работодателя, истечение срока трудового договора, отказ от продолжения трудовых отношений в связи со сменой собственника компании и так далее.

Выше мы писали о том, что вам нужно предупредить начальство минимум за четырнадцать дней до предполагаемой даты увольнения, которые, соответственно, необходимо будет отработать. Однако не все знают о том, что существуют исключения из этого правила. Например, если организация не является вашим основным местом работы и вы трудитесь как совместитель. Или при условии заключения срочного договора или договора на сезонные работы – в этих случаях срок уведомления сокращается до трех дней. Об этом нам сообщает статья № 292 Трудового кодекса Российской Федерации.

Какие документы потребуются для увольнения?

Чтобы понять, как уволиться с работы, вам необходимо иметь четкое представление о документах, сопровождающих этот процесс. Для начала вам придется написать заявление об увольнении в установленной форме. Если начальство лояльно к вам относится, то можно просто оставить заявление в отделе кадров. Если же с решением этого вопроса могут быть проблемы, то вам следует зафиксировать факт его подачи. Для этого распечатайте заявление в двух экземплярах и либо отправьте его заказным письмом, либо передайте руководителю через секретаря с подписью последнего на обоих вариантах документа. Эта дата и будет считаться днем вашего предупреждения об уходе.

Через две недели руководитель должен подписать приказ о вашем увольнении. Вы идете в отдел кадров и там получаете на руки все документы, связанные с работой, трудовую книжку и окончательный расчет, подкрепленный служебной запиской. В эту сумму, кстати, должна входить компенсация за неиспользованные дни отпуска. Последний документ, с которым вам предстоит встретиться – это уведомление о расторжении трудового договора.

Как рассказать коллегам об увольнении?

Многое определяется тем, какие у вас отношения с коллегами и какая вообще в офисе психологическая атмосфера. Любому здравомыслящему человеку понятно, что место работы может меняться, и ничего в этом страшного нет. Но почему-то так бывает, что как только вы принимаете решение уволиться, все вокруг сразу же перестают трезво мыслить.

Если у вас напряженные отношения с коллегами, то вы вообще ни о чем не обязаны им сообщать. То же самое касается обстоятельств, когда в компании принято спускать всех собак на уходящего сотрудника. В этом случае следует поберечь себя и свои нервы. Вежливо попрощайтесь с бывшими коллегами, когда настанет день икс, и идите “на свободу с чистой совестью”.

Совершенно по-другому можно действовать, если в коллективе сложились нормальные или даже дружеские отношения. Тогда вы сможете сказать о своем увольнении коллегам где-то за пару недель до окончательного ухода. Это облегчит им адаптацию к предстоящим изменениям, и вы вместе сможете сделать ваш уход по максимуму безболезненным.

В день ухода можно предложить бывшим коллегам отметить это событие в ближайшем кафе или просто предложить попить чаю с пирожными прямо на работе. Обязательно отметьте положительные моменты в общении с ними: как они помогали вам, чему вы научились и тому подобное. Это не сделает ваш уход менее грустным, но оставит о нем светлое и приятное впечатление.

Какие препятствия могут встретиться на моем пути?

  • Гнев со стороны будущих бывших сослуживцев. Коллеги и особенно начальство, скорее всего, будут не рады вашему уходу. В некоторых случаях это выливается в гонения на “нерадивого” сотрудника. Остается посоветовать вам быть морально устойчивой, не поддаваться на их провокации и помнить, что это скоро закончится.
  • Правовые ловушки. Для того чтобы не выплачивать вам половину зарплаты, начальство может попытаться подстроить все так, чтобы уволить вас не по собственному желанию. Все основания для этого перечислены в статье №80 Трудового кодекса Российской Федерации. Поэтому в период двухнедельной отработки ни в коем случае нельзя опаздывать, прогуливать и т.д. … Помните о таком понятии, как коммерческая тайна. К ней могут относиться любые сведения о деятельности компании. Если вы подписывали соответствующее обязательство, то ни во время, ни после увольнения вы не имеете права рассказывать что-либо о внутренних делах организации.
  • Задержка выплат. Конечно, в Трудовом кодексе написано, что с вами должны произвести расчет в день вашего увольнения. Но, к сожалению, законы в нашей стране соблюдаются далеко не всегда. В этом случае необходимо обратиться в трудовую инспекцию с соответствующим заявлением. Работодатели как огня боятся инспекторов, и им будете проще рассчитаться с вами, нежели подставлять организацию под серьезные штрафы.

как уволиться

Как себя вести в оставшиеся две недели?

Итак, заявление подано, и вам остается лишь отработать две недели. Возникает вопрос о линии поведения, которую следует выбрать в этот период. Самое главное – это по максимуму быть порядочной по отношению к бывшему работодателю. Ему и так несладко, ведь новость о вашем увольнении вынуждает его искать нового сотрудника, обучать его, ломать голову над тем, впишется ли он в коллектив.

Поэтому постарайтесь быть лояльной и терпеливой. Если нервные срывы начальства удерживаются в границах этических норм, то лучше всего их просто потерпеть. Рабочие обязанности следует выполнять четко и качественно – тогда у работодателя не будет повода придраться к вам, да и вы проявите себя как ответственный и порядочный человек. Коллегам ведь наверняка не хочется делать за вас пока еще вашу работу.

Кстати, о сотрудниках. Неизвестно, когда и где вам потребуется их помощь. Поэтому не стоит “сжигать” профессиональные мосты на старой должности. Как уволиться с работы без этого? Поблагодарите коллег за совместно проведенное время. Скорее всего, вам удастся вспомнить какие-то приятные моменты про каждого сотрудника – не забудьте рассказать им об этом. Адекватно реагируйте на просьбы о помощи в эти две недели, старайтесь быть полезной и доброжелательной – и тогда ваши бывшие коллеги с большей долей вероятности будут вспоминать вас добрым словом.

Когда искать новую работу?

Конечно, с морально-этической точки зрения этот вопрос кажется неуместным. Точно так же, как и в отношениях, искать новое следует, когда уже разорваны связи со старым. Но позволить себе быть настолько порядочными могут немногие. Да и ситуация на современном рынке труда такова, что есть немаленький шанс провести весьма приличное время в поисках работы, из-за чего вы впоследствии будете вынуждены хвататься за первое попавшееся удовлетворительное предложение.

Поэтому искать работу следует начинать уже тогда, когда вы приняли твердое решение об увольнении. Или даже немного раньше: изучение этого вопроса поможет вам сориентироваться в ситуации, сложившейся в вашей профессиональной сфере. Есть ли там дефицит кадров, каков уровень зарплаты и необходимых компетенций – все это очень важно знать, чтобы держать руку на пульсе. Возможно, ваши требования к работодателю несколько завышены и вам стоит подумать об их снижении?

Ну а если вы уверены в том, что работу нужно найти к предполагаемой дате увольнения, то медлить с этим никак нельзя. Активно исследуйте сайты с вакансиями, рассылайте резюме, звоните в компании интересного вам профиля. Менеджеры по персоналу сейчас охотно идут навстречу соискателям и назначают собеседования на внерабочее время. Но будьте осторожны! Начальник, узнавший о поиске работы своим сотрудником, может быть очень страшен в гневе, поэтому сделайте все, чтобы “раскрыть ему глаза” самостоятельно и в нужный момент.

На что жить после увольнения?

Об этом следует позаботиться заранее. С каждой зарплаты откладывайте от пяти до десяти процентов в “фонд кризисных сбережений”. Если вы будете придерживаться подобной схемы, то у вас не возникнет подобного вопроса. Также вам не потребуется решать его, если вы уже определились с новой работой.

В случае же, когда увольнение оказалось резким и неожиданным для вас, необходимо поискать пути выхода из сложившейся ситуации. Проанализируйте имеющиеся у вас знания и навыки: возможно, благодаря им вы сможете поучаствовать в реализации каких-либо единичных проектов или оказывать другим людям консультации по тем или иным специфическим вопросам. Конечно, стоит понимать, что на какое-то время вам придется урезать свои расходы и изменить образ жизни. Но это стоит того, чтобы не страдать, работая на нелюбимой должности.

Немногие сотрудники знают, что до истечения двухнедельного срока они вправе передумать и отозвать свое заявление об увольнении. Однако чаще всего этого не происходит. В конце концов, для большинства людей уход с работы – это вынужденная мера, основанная на серьезных причинах. Нам остается лишь пожелать вам карьерных успехов и удачи на непростом профессиональном пути!



При комментировании придерживайтесь правил сайта JLady.ru

МЕНЮ
Responsive Menu Clicked Image