Подготовка к собеседованию: план действий

подготовка к собеседованию

Содержание:

Мы можем вас поздравить – вы успешно завершили первый этап поиска работы! Вам позвонил работодатель и пригласил на собеседование (а, может быть, вы даже преодолели телефонное интервью!). Конечно, вам может показаться, что половина пути пройдена, но не стоит расслабляться: сейчас вашу голову должна занимать подготовка к собеседованию, которая поможет вам с легкостью получить желаемую должность.

7 секретов успешной подготовки

Тем, кто никогда не искал работу, может показаться, что подготовка к собеседованию – это дело ненужное. В конце концов, вы ведь отличный работник, и вам стоит просто прийти на встречу с работодателем, показать себя во всей красе, как вас обязательно возьмут! Но, к сожалению, все не так просто: собеседование во многом похоже на экзамен, и даже если в вашей голове хватает знаний для ответов на вопросы преподавателя, вы можете так проявить себя, что экзаменатор поставит вам оценку не выше “тройки”.

В переводе на карьерный язык это может означать неполучение желаемой должности. Именно поэтому к собеседованию, как и к любому другому ответственному мероприятию, необходимо правильно готовиться. Мы предлагаем вашему вниманию семь секретов правильного и успешного настроя на общение с работодателем.

Позитивное состояние

Ни для кого не секрет, что настрой на победу составляет пятьдесят процентов успеха в достижении цели. В случае с собеседованием установка “я получу эту должность”, уверенность в себе и своей квалификации – одно из важнейших личностных проявлений. К сожалению, очень многим людям свойственны различные страхи: страх не подойти по требованиям, не понравиться внешне, не иметь достаточных знаний, умений, навыков и многое другое… Этот страх отражается во всем поведении человека: опытный работодатель сразу увидит неуверенность в собственных силах, которая отразится на ваших позе, походке, жестах и речи.

Но как же перестать бояться и настроиться на победу? Наиболее эффективной в этом плане является и визуализация. Этот метод основан на применении нейролингвистического программирования и одном из его базовых положений: для того чтобы достичь какой-то цели, вам нужно стать тем человеком, который ее уже достиг. Звучит немного путано? Поясним на примере: допустим, вы хотите стать вице-президентом крупной транснациональной корпорации. Каким должен быть человек, занимающий эту должность? Сильным, целеустремленным, инициативным, ответственным, решительным и т.д. … И пока вы не станете такой, должности вам не видать.

Чтобы осуществить визуализацию, вам нужно как можно более подробно и детально представить себя на будущей работе, используя все пять органов чувств и мышление. Какая вы? Чем вы занимаетесь? С кем общаетесь? Что из одежды носите? Где находится ваш кабинет? Как проходит рабочий день? Чем больше таких вопросов вы себе зададите и чем больше ответов получите, тем более вероятным для вас станет успешное прохождение собеседования.

подготовка к собеседованию с работодателем

Уверенность в себе и адекватная самооценка

Как мы уже писали выше, многим людям свойственен страх. Для того чтобы побороть его, нужно понять, есть ли у ваших тревог реальные основания. Согласитесь, одно дело, когда вчерашний менеджер по продажам претендует на “топовую” вакансию, а другое – когда у вас есть необходимые опыт, знания, умения и навыки для выполнения означенной работы. Если вы хорошо выглядите и умеете подать себя, то, скорее всего, речь идет о банальной тревоге и низкой самооценке (да-да, такое бывает даже у “прожженных” профессионалов!).

Отличным способом повышения самооценки и уверенности в себе является аутотренинг. Главное достоинство этого метода – он эффективен при относительно небольших затратах времени и сил. Для того чтобы провести аутотренинг, включите релаксационную музыку, подумайте о чем-нибудь приятном и ощутите внутреннее тепло. Сконцентрируйтесь на этих ощущениях и затем начинайте давать себе позитивные установки (как в фильме “Я самая обаятельная и привлекательная”): я обладаю необходимым опытом работы, мне хватает знаний для занятия этой должности, я выгляжу как профессионал и т.д. …

Однако заниженная самооценка – это не единственный вариант неадекватного самовосприятия. Нередки случаи, когда человек считает себя лучшим специалистом в своей области, и это мнение совершенно не совпадает с реальным положением вещей. Обычно такие соискатели с ходу “задирают нос”, и на их лице периодически появляется презрение к потенциальному работодателю, да и ко всем окружающим людям. Как вы думаете, велика вероятность получить работу у такого горе-специалиста? Правильно, она стремится к нулю. Поэтому старайтесь адекватно оценивать собственные силы и умения; например, если вы никогда не руководили даже одним человеком и впадаете в ужас при мысли об этом, не стоит претендовать на должность начальника отдела продаж.

Информация

Наша эпоха не зря признана эпохой информационных технологий. Информация сейчас – это главное и эффективнейшее оружие, и вы обязательно должны им обладать. Что вам нужно знать перед собеседованием? В первую очередь, это информация о должности. Вы должны внимательно прочитать объявление о вакансии. Очень часто мы эмоционально реагируем на такие вещи (особенно в случае затянувшегося поиска работы) и игнорируем важные подробности и особенности. К примеру, работодателю нужен исключительно мужчина, и ваше стремление занять должность с высокой вероятностью будет пустой тратой времени.

Вторым немаловажным блоком информации, которой вам следует владеть, является знание об организации, в которой вы собираетесь работать. Кстати, больше всего это нужно именно вам: вдруг эта контора окажется “адом на колесиках”? Это может выражаться в очень жесткой и авторитарной корпоративной культуре или неэтичности деятельности корпорации. Поэтому внимательно изучите не только главный сайт организации, но и отзывы людей, уже работающих там. Поинтересуйтесь у бывших работников, почему они ушли, узнайте об особенностях применения трудового кодекса, например, о том, насколько легко получить больничный. Все это поможет вам составить внятное представление о том, как там принято работать.

Наконец, ориентация в сведениях об организации поможет вам лучше понять сущность вакансии и перечень обязанностей. В частности, если вы претендуете на должность менеджера по продажам, нелишним будет узнать как можно больше о том, что за товар вам предстоит продавать – вдруг это окажутся дешевые китайские подделки, и вам потом предстоит отбиваться от разъяренных клиентов? Кроме того, зная об основных направлениях работы организации, вам будет проще понять рекрутера и предложить ему то, что он хочет.

И последнее. Не забывайте о том, что любые действия так или иначе проявляют ваши индивидуальные особенности работодателю. В свете этого обладание нужной информацией может помочь продемонстрировать лучшие качества перед человеком, проводящим собеседование. С чем оно будет ассоциироваться?

  • Мотивация

    Тот факт, что вы заранее изучили информацию о компании и вакансии, говорит о вашей подлинной заинтересованности в вопросе получения работы.

  • Умение находить нужные данные

    В наш век это важное профессиональное качество номер один – без него любой работник может считаться неквалифицированным.

  • Инициативность

    В большинстве случаев разумная инициатива и активность, проявляющиеся в том, что вы подготовились к собеседованию и владеете информацией, являются плюсами к характеристике соискателя. Как правило, работодатель заинтересован в таких людях.

  • Самостоятельность

    Никому не нужен работник, бегающий к начальнику, как к маме, по любому поводу, будь то подготовка отчета или составление коммерческого предложения. Именно поэтому то, что вы сами нашли информацию о компании и должности, а не ждете ее от рекрутера, будет добавлено к списку ваших достоинств.

правильная подготовка к собеседованию

Самопрезентация

Исследования психологов показали, что принятие решения о закрытии вакансии на 75% связано с тем впечатлением, которое кандидат произвел на работодателя. Проще говоря, от того, понравились вы интервьюеру или нет, зависит, будете ли вы наняты. Например, известно, что впечатление о человеке складывается в первые 5 минут знакомства. Если оно положительное, то рекрутер будет задавать вопросы, которые будут помогать вам раскрыться с хорошей стороны, если отрицательное, то он будет пытаться вас “завалить”. Именно поэтому так важно вызвать симпатию у того, кто проводит собеседование, а сделать это вам помогут хорошие навыки самопрезентации.

Впечатлением о себе вы обязаны не только свои словам, но и манере их произносить. Около 70% информации о собеседнике мы получаем от невербальных сигналов: походки, позы, жестов, мимики, интонации, темпа и тембра речи. На основании этого опытный рекрутер сможет сделать выводы о вашем характере, стиле деятельности, коммуникативных способностях и многом другом. Для того чтобы эти выводы были положительными, мы предлагаем вам воспользоваться несколькими простыми советами:

  1. Уверенно и спокойно смотрите на собеседника во время разговора. Не надо разглядывать пол или пейзаж в окне, но и таращиться в попытке выиграть игру “в гляделки” тоже лучше не стоит.
  2. Следите за осанкой – спина должна быть выпрямлена независимо от того, стоите вы или сидите. Немного подайтесь вперед – это выразит ваш живой и настоящий интерес к партнеру по общению (а ведь он у вас есть, не так ли?). Постарайтесь не ерзать на стуле, как бы вы ни были взволнованы.
  3. Записывайте на листе бумаги ключевые моменты вашей беседы – это ни в коем случае не нарушает правила хорошего тона, а, наоборот, характеризует вас как делового и собранного человека. Но стоит последить за собой: если вместо записей по делу вы приметесь чертить всяческие бессмысленные закорючки, это будет воспринято как скука и отсутствие интереса к происходящему.
  4. Используйте “открытые” жесты и позу, например, положите руки на стол, а ладони вытяните вперед, будто открывая их. Повернитесь лицом и корпусом к собеседнику. Избегайте всевозможных скрещиваний рук и ног – это “закрытые”, защитные позы, а также угрожающих жестов – таких как размахивание указательным пальцем.
  5. Улыбайтесь, но спокойно и открыто, а не вымученно. Если есть настроение, можете пошутить. Не надо сидеть с безучастным видом, ворчать или скептически ухмыляться – это однозначно отталкивает.

Конечно, в разговоре о самопрезентации нельзя не упомянуть об одежде. Это тема для отдельной статьи, поэтому мы обозначим лишь основные моменты. Стиль одежды должен соответствовать должности, на которую вы претендуете, и корпоративному духу организации. Ваши вещи должны быть чистыми, опрятными и аккуратными. И, безусловно, не стоит надевать на себя все самое дорогое и лучшее: опытный рекрутер сразу же раскусит фальшивку (если вам не по карману такая одежда), и это будет отнесено к вашим промахам.

Знание о ходе собеседования

Мы уже не раз поднимали вопрос о страхе. Если исключить неуверенность в себе, источником страха нередко становится неопределенность, когда вы не знаете, что вам предстоит. Соответственно, лучшее средство борьбы с ним – это все та же информация, только касающаяся хода проведения собеседования.
Практически всегда оно начинается с небольшого рассказа соискателя о себе. Вас могут попросить озвучить краткий монолог или ограничиться точечными вопросами, касающимися конкретных биографических фактов. Рекрутера, скорее всего, заинтересует, как вы оказались в ситуации поиска работы и почему решили рассмотреть именно их вакансию. Вас также могут попросить ответить на “золотую” четверку наиболее часто задаваемых вопросов:

  • Каковы ваши главные достоинства и недостатки?
  • Кем вы видите себя через пять лет?
  • Почему вы выбрали именно эту профессиональную сферу?
  • Расскажите о ваших профессиональных достижениях

Иногда рекрутеры ведут себя странно и курьезно, например, могут попросить рассказать что-нибудь приятное напоследок или начать очень громко ругаться. Чаще всего это является элементом так называемого “стресс-собеседования”, задача которого – посмотреть, как вы поведете себя в стрессовой ситуации или как вы разрешите ту или иную проблему. Поэтому, если вы почуяли неладное, оставайтесь спокойной и “включайте” голову.

Некоторых соискателей пугает возможное профессиональное тестирование. На самом деле опытному рекрутеру нет нужды проводить какие-то специальные процедуры, он и так все видит. Поэтому не тратьте время на разгадывание вопросов в тестовой методике – лучше честно и спокойно ответьте на них. В конце концов, если вы подойдете, вам сделают предложение, а если нет – может, так оно и лучше?

успешная подготовка к собеседованию с работодателем

Понимание рекрутера

А точнее понимание того, что хочет рекрутер. Это понимание очень важно, ведь вы можете проявить себя в двух вариантах: так, как вы считаете нужным, и так, как будет нужно рекрутеру. Какой вариант эффективнее? Естественно, второй. Именно поэтому одним из пунктов подготовки к собеседованию должна быть попытка поставить себя на место человека, это самое собеседование проводящего.

Как это сделать лучше всего? Для начала необходимо узнать, кто будет проводить ваше собеседование – рекрутер, менеджер по персоналу или непосредственный работодатель. Это важно, потому что у каждого из них немного разные цели. Задача рекрутера – отсеять действительно кандидатов, кардинально неподходящих под требования работодателя. Например, если требуется человек с высшим образованием, а у соискателя его нет.

У менеджера по персоналу уже более серьезная цель – он должен закрыть вакансию подходящим человеком. Поэтому на его долю уже приходится большая психологическая нагрузка – он будет анализировать ваши деловые и личностные качества. Собеседование с работодателем – это наиболее ответственное мероприятие, ведь он действительно хочет найти работника, с которым у него будет долгое и плодотворное сотрудничество.

Сложность последнего случая заключается в том, что если у рекрутеров и менеджеров по персоналу, как правило, более или менее одинаковый набор приемов, то работодатель может удивить вас совершенно неожиданным заскоком или прихотью. Но к этому можно отнестись как к реальному тестированию ваших отношений на совместимость. А вообще один из самых эффективных приемов – поставьте себя на место человека, проводящего собеседование, и постарайтесь вести себя так, чтобы его заинтересовать.

Вы, наверное, удивились, не увидев в статье ни слова о квалификации и опыте. В этом нет ничего странного – любому человеку понятно, что для выполнения определенных обязанностей нужны конкретные знания, умения и навыки. Поэтому, если их у вас нет, а они понадобятся с самого начала работы, и получить их негде – не тратьте время на эту вакансию. Лучше поищите что-то подходящее действительно вам. А уж о том, как подготовиться к предстоящему собеседованию, мы вам все-все-все рассказали, и теперь вы его обязательно пройдете!

Советуем почитать: Как правильно проходить собеседование

Комментарии (1) Добавить комментарий



При комментировании придерживайтесь правил сайта JLady.ru

МЕНЮ
Responsive Menu Clicked Image