Пэчворк: квилтинг как американская техника лоскутного шитья

пэчворк квилтинг

Содержание:

Лоскутное шитье, квилтинг, пэчворк… Как только не называют этот вид рукоделия. Кстати, квилтингом почему то принято называть вообще лоскутное шитье как таковое, хотя на самом деле это лишь особенная техника работы с тканью. «Квилт» в переводе с английского означает «стеганое полотно» (изделие). А словом «квилтинг» называется процесс изготовления стеганых изделий. В рукоделии пэчворк квилтинг выступает самостоятельной и самодостаточной техникой. Это ремесло популярно во многих странах мира, но на авторство претендуют американцы.

Из истории квилтинга

Для пэчворки и квилтинга подходит определение “лоскутное шитье”. Но слова эти вовсе не синонимы, как считают многие. Пэчворк (как техника) официально признан английским изобретением, хотя лоскутное шитье существовало практически у всех народов. Основательницей квилтинга считают Америку. Однако искусствоведы утверждают, что впервые шить трехслойную стеганую одежду начали в Китае и в Японии. В Европу же она пришла во времена крестовых походов, когда рыцари надевали под тяжелые доспехи простеганные рубашки. В пятнадцатом веке в Италии возникла похожая на квилтинг техника, называвшаяся «трапункто». А в шестнадцатом столетии в Англии впервые появились красочные индийские ткани, что и послужило началом зарождения пэчворка.

После того как продажа импортных тканей в Англии была запрещена, они стали невероятно дорогими, и относится к ним начали очень бережно, используя для шитья даже обрезки дорогостоящего материала. В это же время начинается заселение европейцами Американского континента, а вместе с первыми переселенцами в Новый Свет переезжает и лоскутное шитье. Это время и принято считать временем возникновения квилтинга. Американцы же называют квилтинг своим народным творчеством, потому как именно себе они приписывают изобретение способа соединения лоскутного шитья и стежки.

Шитье квилтов в Америке было традиционным и массовым занятием, своеобразными посиделками, где можно совместить приятное с полезным. Верхнюю лоскутную часть квилтов шили зимой, а весной собирались для стежки. Кроме полезных в обиходе вещей и одежды шили и специальные знаковые квилты. Так, например, на свое двадцатипятилетие мужчина получал в подарок «Квилт свободы» (одеяло для путешествий), который для него шили сестры или мать из лоскутов от своих платьев. Квилтинг совершенствовался, дополнялся аппликацией, а с середины девятнадцатого века лоскутные квилты были практически вытеснены одноцветными, где главным украшением стала стежка.

квилтинг пэчворк

Техника квилтинга

Традиционный квилт сочетает в себе лоскутное шитье и стежку, но выполненные в этой технике изделия также могут быть одноцветными или украшенными аппликацией. Допустимо также сочетание пэчворка и аппликации. Один из главных отличительных признаков квилта (наряду со стежкой) – многослойность. Изделие выполняется из двух тканевых полотен (лицо и изнанка) и прокладки из синтепона или ватина, которая делает квилт объемным. Стежка же по синтепону (ватину) такое изделие превращает из просто объемного в рельефное.

Лицевую сторону стеганого изделия шьют как лоскутной (пэчворк), так и однотонной, изготовленной из целого куска ткани. Изнаночную сторону квилта чаще всего делают одноцветной, но ее также можно сшить и из разных лоскутов. Обычно квилты получаются двусторонними, так как простеганное с изнанки полотно тоже выглядит достаточно эстетично за счет причудливого выпуклого узора. Аппликацию в квилте также обязательно простегивают, делая рисунок рельефным.

Стежка в квилтинге выполняется и вручную, и на швейной машинке. Главное условие красивого квилта – одинаковый размер стежков. Рисунок, который будет выстеган на изделии, обычно наносят на полотно, а затем уже по его контуру делают стежку. Однако для стеганых лоскутных полотен часто достаточно уже сложившего из лоскутов узора, по границам которого и делают стежку. Иногда стегают лоскутные квилты шов в шов, накладывая новые строчки на швы, соединяющие лоскуты.

Изготовление квилта

Процесс изготовления квилта во многом похож на традиционный пэчворк, только еще и дополнен стежкой. Для начала выбирают рисунок для одноцветного полотна и шьют лоскутный верх. Также необходима ткань и для изнаночной стороны, которую, впрочем, тоже можно сделать лоскутной. И еще запаситесь синтепоном или ватином для прокладки квилта.

Теперь нужно выбрать рисунок и нанести разметку на лицевую сторону квилта. Разметка наносится простым карандашом или маркерами (фломастерами) на водной основе. Только перед рисованием на полотне проверьте карандаш на ненужном лоскутке. Рисунок наносите по заранее сделанному шаблону, обводя его тонкой и легкой линией. И еще один важный момент: гладьте ткань до нанесения на нее разметки. Иначе под горячим утюгом след от карандаша может прочно въесться в ткань.

Для контурной (простой) стежки и для рисунка с прямыми линями разметку делать не нужно. Для стеганого узора разметку можно сделать несколькими способами: переведя рисунок на ткань и или прямо по шаблону, прикрепив его к ткани булавками или же сметывающим карандашом. Закончив стежку, бумагу аккуратно вытягивают.

пэчворк и квилт

Стежка на машинке

Общие правила работы со швейной машинкой в процессе нанесения стежки.

  1. Слои квилта лучше скалывать булавками, так как нитки от предварительной сметки могут застрять в машинном шве.
  2. Ту часть квилта, которую нужно просунуть под лапку швейной машинки, скатывают в рулон и закрепляют его швейными зажимами или булавками.
  3. Свисающую ткань удобно складывать на коленях, а для выходящей из-под машинной лапки ткани лучше подставить большой стол (слева от машинки).
  4. Стежку начинают от центра полотна, в первую очередь простегивая самые длинные линии рисунка, затем продолжают стежку от центра к краям.
  5. Места с большим количеством стежков простегивают в последнюю очередь.
  6. Во время стежки необходимо следить за тем, чтобы ткань не свисала и не падала, иначе слои квилта могут сдвинуться.
  7. Каждую линию стежки необходимо закреплять, делая короткий шов назад.
  8. После простежки каждой линии хвостик нитки заправляют в шов, протягиваю к центру и обрезают.

Помимо основных правил стежки начинающему квилтеру необходимо познакомиться с ее видами. Основные виды стежки, используем в квиллтинге, это прямая, стежка, стека по контуру, криволинейная стежка, стежка в шов, пунктирная стежка, свободная стежка и стеганная решетка.

  • Прямая стежка

Выполняется лапкой для машинной штопки во избежание складок и морщин на прокладке. Сначала делают несколько стежков на одном месте, закрепляя начало строчки, а затем продолжают стежку по намеченной линии рисунка.

  • Стежка по контуру

Делается на расстоянии семи с половиной миллиметров от шва. Такая стежка четко выделяет границы рисунка в лоскутном полотне, а элементы становятся менее выпуклыми. Контур стежки удобно прокладывать разметочной лентой нужной ширины, вдоль которой делают строчку.

  • Стежка «шов в шов»

Прокладывается по линиям уже существующих швов по той стороне ткани, где нет припусков. Это самый удобный вид стежки для малоопытных квилтеров, так как позволяет скрыть швы. Такая стежка может выполняться как на швейной машинке, так и вручную.

  • Стеганая решетка

Стежка для заполнения больших деталей лоскутного полотна. При этом способе выстрачивается прямолинейный геометрический узор – решетка, состоящая из квадратов или ромбов.

Криволинейная стежка
Выполняется для многократного повторения линий или заполнения фона. Выглядит очень эффектно и позволяет создавать рисунки в виде витых узоров или перьев.

  • Свободная стежка

Удобна для простегивания изогнутых линий и подходит для самых сложных рисунков.

  • Пунктирная стежка

Используется для стежки абстрактных рисунков или элементов произвольной формы. При этом способе строчка делается в любых направлениях мелкими стежками. Стежки укладываются очень близко друг от друга, что придает рисунку дополнительную рельефность.

Достаточно простая на первый взгляд техника квилтинга на самом деле оказывается сложной. От мастерицы требуется порой ювелирная точность и абсолютная безупречность. Но начинать всегда с чего-то нужно, даже при освоении такого сложного рукоделия. Опыт приходит со временем и только в процессе работы. Поэтому начинать все-таки нужно (если есть желание), но браться нужно за самые простые квилты с элементарными рисунками.

После удачного начала можно пробовать свои силы и в более сложных изделиях. В этой технике лоскутного шитья изготавливают не только традиционные одеяла или покрывала, но и картины, коврики и даже одежду. Мастерство приходит с опытом. Творите в свое удовольствие, нарабатывайте опыт, и все у вас обязательно получится!

Советуем почитать: Как сшить пэчворк одеяло



При комментировании придерживайтесь правил сайта JLady.ru

МЕНЮ
Responsive Menu Clicked Image